Размер текста: - o +

Казахстан построил современное эффективное государство с хорошим менеджментом -эксперт

13-12-2016 22:05:08

 

 Представители российско-казахстанского экспертного IQ-клуба обсудили в Москве итоги 25-летнего пути и дальнейшие сценарии развития региона Центральной Азии, передает собственный корреспондент МИА «Казинформ» в Москве.
Организаторами дискуссионного мероприятия, проходившего в формате «brainstorming» (мозгового штурма), выступили факультет коммуникации, медиа и дизайна Высшей школы экономики (Москва, РФ), кафедра истории стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ(Москва, РФ), Аналитический центр Библиотеки Первого Президента Казахстана - Лидера нации (Астана, РК), Политологический центр «Север-Юг» (Москва, РФ), Информационно-аналитический центр «Евразия-Поволжье» (Саратов, РФ).  
В дискуссии приняли участие ведущие российские и казахстанские эксперты, которые проанализировали вопросы влияния внешних и внутренних факторов на развитие Центральной Азии. В своем докладе заместитель директора ГУ «Библиотека Первого Президента Республики Казахстан - Лидера нации» Тимур Шаймергенов привел три этапа развития Центральной Азии: исторический аспект с подведением достигнутых результатов развития ЦА, нынешние реалии с учетом меняющейся ситуации в регионе, а также прогнозные сценарии будущих перспектив. В докладе, в части касающейся современного развития Центральной Азии, Казахстан представлен как страна, обладающая самым высоким ВВП равным 224,4 млрд. у.е., что более чем в 30 раз превышает самый маленький показатель ВВП в регионе.
В контексте ожиданий относительно будущего Казахстана в интервале 10 лет отмечается, что 36,7% респондентов видят его оптимистическом ключе, 34,7% - неопределенным, и лишь 28,6% имеют пессимистический настрой. В масштабе ЦА отмечается, что оптимистически относятся 41,2%, 34,4% - пессимистически и 24,4% испытывают неопределенность. Среди вероятных рисков, с которыми может столкнуться Центральная Азия, приведены: проявление социальной напряженности, экономический упадок вследствие неблагоприятной мировой экономической конъюнктуры, а также экспорт терроризма и экстремизма и др.
В ходе «мозгового штурма» участники дискуссии, поделившись на группы, привели собственные оценки касательно будущего развития Центральной Азии, которые также были подразделены на негативный, нейтральный и позитивный сценарии. Каждый фактор оценивался по 10 бальной шкале. «Мы указали несколько негативных факторов и конкретные причины, которые могут привести к их воздействию на регион. Мы привели следующее ранжирование представленных факторов с точки зрения реальной опасности для региона.
На вершину пирамиды вынесли факторы, связанные преимущественно с проблемами безопасности. Их мы считаем наиболее реалистичными из негативно представленных», - пояснил свое видение «пессимистического сценария» руководитель Евразийского аналитического клуба Никита Мендович. «Существует набор рисков в трех южных республиках региона (Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан), в чем немалую роль играет афганский фактор, вынесенный на первое место», - продолжил он. Представленный им «пессимистический» сценарий и оценки факторов выглядят следующим образом. Ситуация в Афганистане (оценена в 7 баллов): включает в себя риски поражения центрального правительства ИРА, усиление Талибана и ДАИШ, экспорт терроризма в Таджикистан и Туркменистан, рост производства и экспорта героина, рост наркомании в ЦА, сращивание власти и криминала, рост социальной напряженности, возникновение потока афганских беженцев. Ближний Восток, ДАИШ (оценен в 6 баллов): негативное влияние на регион конфликта в Сирии, обратный поток боевиков в ЦА, рост пропаганды экстремизма.
Дестабилизация в КР, РТ, ТР (5 баллов): проблемы транзита в КР в 2017 году (смена конституции, перевыборы президента и парламента), падение уровня жизни в РТ, возвращение мигрантов из РФ и РК, сокращение денежных переводов, негативное влияние афганских событий. Внутренние факторы во всех странах (5 баллов): рост религиозного экстремизма, национальных конфликтов, криминальные и клановые войны, пограничные конфликты в Ферганском кластере, рост коррупции в ЦА, распад культурного пространства и инфраструктуры. «Прочие факторы мы оценили низко. Естественно мы не исключаем проблем в реализации интеграционных проектов, в сфере безопасности и экономики. Однако мы считаем, что перечисленные ниже риски и их негативная роль далеко не доминирующая», - пояснил Н.Мендович.
В частности, это политический транзит власти в РУ и теоретически (чисто с пессимистической точки зрения) в РК (4); недостаточная эффективность ШОС/ОДКБ, включающая ограниченность обязательств по отношению к ЦА, низкая скорость принятия решений, разница позиций стран-участниц, отсутствие методов противодействия неконвенционным угрозам (3 балла); низкая эффективность интеграционных проектов (3); борьба иностранных игроков (1). При этом эксперт сделал акцент, что указанные факторы описаны с позиции самого пессимистического развития событий и не подразумевают их развертывание, кроме рисков безопасности Центральной Азии, которые, по его мнению, реалистичны. В свою очередь, исполнительный директор Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства Сергей Рекеда привел позитивный сценарий развития региона ЦА. В частности, он подразумевает, что российская помощь в сфере безопасности в рамках ОДКБ и китайская экономическая помощь помогут сохранить стабильность в регионе (оценена в 8 баллов); интеграционные процессы в рамках ЕАЭС станут локомотивом развития Центральной Азии (7 баллов).
В контексте российско-американского соперничества в регионе эксперты видят отсутствие конкурирующих интеграционных проектов и смещение приоритетов США с внешней политики на внутреннюю после президентских выборов 2016 г. (3 балла). Российско-китайское соперничество в регионе: взаимодополняющие интеграционные проекты и инертность внешней политики Китая (3 балла). В 4 балла оценен рост нестабильности на Ближнем Востоке, который, по мнению экспертов, будет ограничен границами данного региона и не будет экспортирован в Центральную Азию. Также эксперты отмечают отсутствие рисков, могущих возникнуть в условиях транзита власти в РУ и РК. В пользу этого, по их мнению, играет стабильность президентской избирательной кампании в Узбекистане, наличие долгосрочной Стратегии развития «2050» и эффективность государственных институтов в Казахстане. Аналогичное видение было отмечено и в отношении ЕАЭС, ШОС/ОДКБ.   Следует отметить, что нейтральный сценарий, также озвученный на полях мероприятия, в большей степени с позитивным.
По завершении «мозгового штурма» своим мнением об итогах 25-летних достижений нашей страны и дальнейших перспективах развития на фоне всего региона Центральной Азии поделился директор Аналитического центра ИМИ МГИМО МИД России Андрей Казанцев. «Если проецировать те тенденции, которые сейчас есть, на будущие 15 лет, то можно сказать, что темпы привлечения иностранных инвестиций, индустриализации и экономического роста в Казахстане очень высокие. Соответственно, есть высокая вероятность, что Казахстану удастся реализовать свою задачу - стать одной из стран с самым высоким доходом в мире. Это, в принципе, достижимо, если спроецировать высокие темпы экономического роста, которые наблюдались за эти годы», - сказал эксперт. Эксперт также отметил, что Казахстану удавалось обеспечивать межнациональный мир, что также является важной тенденцией, которую нужно и важно проецировать в будущее. «Казахстану удалось простроить современное эффективное государство, экономические достижения хороший показатель этого, с хорошим государственным менеджментом. Большое внимание уделяется образованию. В частности, это программа «Болашак», продвижение молодых кадров», - добавил А.Казанцев, подчеркнув, что «все это показывает, что Президент страны заложил серьезный задел под будущее».
Аналогичный перспективный сценарий также был отмечен и заместителем руководителя НОЦ изучения стран СНГ и Балтии ИИиМО Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, к.и.н. Юрием Аршиновым. «Касаясь развития Центральной Азии в контексте заседания российско-казахстанского экспертного IQ-клуба, необходимо отметить, что Казахстан и Центральную Азию зачастую эксперты зря ставят в один ряд», - полагает эксперт. «Казахстан за все годы независимости демонстрировал восходящее динамическое развитие при внутриполитической стабильности. Он проводил миролюбивою внешнюю политику при том, что в Центральной Азии всегда было много как скрытых, так и явных угроз. Поэтому нужно сказать, что Казахстану удалось сохранить и внутриполитический, и внешнеполитический баланс», - сказал он.
Эксперт положительно отметил инициативу Главы нашего государства по созданию ЕАЭС, которая, по его мнению, ключевой внешнеполитической повесткой в России в неблагоприятных для нее геополитических условиях. «Без преувеличения можно сказать, по крайней мере, с точки зрения России, что это ключевая внешнеполитическая повестка в России, потому, что в условиях, в которых Россия в последние годы выстраивала свою внешнюю политику, были сложные», - подчеркнул Ю.Аршинов. Отдельно эксперт отметил миротворческие инициативы Казахстана на российско-турецком треке. Кроме того, он предположил, что медиаторский фактор Астаны мог бы сыграть большую роль в диалоге между Москвой и Киевом.
В целом эксперт полагает, что перспективы развития Казахстана имеют весьма перспективный и позитивный сценарий, что также относится и к дальнейшему развитию казахстанско-российских отношений. «Экономический рост, внутриполитическая стабильность, поддержка образования, нацеленность на интеграцию - все это дает основание с оптимизмом глядеть на развитие Казахстана и российско-казахстанского партнерства, которое станет одним из драйверов развития не только ЕАЭС, но и всего евразийского пространства», - подчеркнул Ю.Аршинов.

 Представители российско-казахстанского экспертного IQ-клуба обсудили в Москве итоги 25-летнего пути и дальнейшие сценарии развития региона Центральной Азии, передает собственный корреспондент МИА «Казинформ» в Москве.

Организаторами дискуссионного мероприятия, проходившего в формате «brainstorming» (мозгового штурма), выступили факультет коммуникации, медиа и дизайна Высшей школы экономики (Москва, РФ), кафедра истории стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ(Москва, РФ), Аналитический центр Библиотеки Первого Президента Казахстана - Лидера нации (Астана, РК), Политологический центр «Север-Юг» (Москва, РФ), Информационно-аналитический центр «Евразия-Поволжье» (Саратов, РФ).  В дискуссии приняли участие ведущие российские и казахстанские эксперты, которые проанализировали вопросы влияния внешних и внутренних факторов на развитие Центральной Азии. В своем докладе заместитель директора ГУ «Библиотека Первого Президента Республики Казахстан - Лидера нации» Тимур Шаймергенов привел три этапа развития Центральной Азии: исторический аспект с подведением достигнутых результатов развития ЦА, нынешние реалии с учетом меняющейся ситуации в регионе, а также прогнозные сценарии будущих перспектив. В докладе, в части касающейся современного развития Центральной Азии, Казахстан представлен как страна, обладающая самым высоким ВВП равным 224,4 млрд. у.е., что более чем в 30 раз превышает самый маленький показатель ВВП в регионе.В контексте ожиданий относительно будущего Казахстана в интервале 10 лет отмечается, что 36,7% респондентов видят его оптимистическом ключе, 34,7% - неопределенным, и лишь 28,6% имеют пессимистический настрой. В масштабе ЦА отмечается, что оптимистически относятся 41,2%, 34,4% - пессимистически и 24,4% испытывают неопределенность. Среди вероятных рисков, с которыми может столкнуться Центральная Азия, приведены: проявление социальной напряженности, экономический упадок вследствие неблагоприятной мировой экономической конъюнктуры, а также экспорт терроризма и экстремизма и др.В ходе «мозгового штурма» участники дискуссии, поделившись на группы, привели собственные оценки касательно будущего развития Центральной Азии, которые также были подразделены на негативный, нейтральный и позитивный сценарии. Каждый фактор оценивался по 10 бальной шкале. «Мы указали несколько негативных факторов и конкретные причины, которые могут привести к их воздействию на регион. Мы привели следующее ранжирование представленных факторов с точки зрения реальной опасности для региона.На вершину пирамиды вынесли факторы, связанные преимущественно с проблемами безопасности. Их мы считаем наиболее реалистичными из негативно представленных», - пояснил свое видение «пессимистического сценария» руководитель Евразийского аналитического клуба Никита Мендович. «Существует набор рисков в трех южных республиках региона (Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан), в чем немалую роль играет афганский фактор, вынесенный на первое место», - продолжил он. Представленный им «пессимистический» сценарий и оценки факторов выглядят следующим образом. Ситуация в Афганистане (оценена в 7 баллов): включает в себя риски поражения центрального правительства ИРА, усиление Талибана и ДАИШ, экспорт терроризма в Таджикистан и Туркменистан, рост производства и экспорта героина, рост наркомании в ЦА, сращивание власти и криминала, рост социальной напряженности, возникновение потока афганских беженцев. Ближний Восток, ДАИШ (оценен в 6 баллов): негативное влияние на регион конфликта в Сирии, обратный поток боевиков в ЦА, рост пропаганды экстремизма.Дестабилизация в КР, РТ, ТР (5 баллов): проблемы транзита в КР в 2017 году (смена конституции, перевыборы президента и парламента), падение уровня жизни в РТ, возвращение мигрантов из РФ и РК, сокращение денежных переводов, негативное влияние афганских событий. Внутренние факторы во всех странах (5 баллов): рост религиозного экстремизма, национальных конфликтов, криминальные и клановые войны, пограничные конфликты в Ферганском кластере, рост коррупции в ЦА, распад культурного пространства и инфраструктуры. «Прочие факторы мы оценили низко. Естественно мы не исключаем проблем в реализации интеграционных проектов, в сфере безопасности и экономики. Однако мы считаем, что перечисленные ниже риски и их негативная роль далеко не доминирующая», - пояснил Н.Мендович.

В частности, это политический транзит власти в РУ и теоретически (чисто с пессимистической точки зрения) в РК (4); недостаточная эффективность ШОС/ОДКБ, включающая ограниченность обязательств по отношению к ЦА, низкая скорость принятия решений, разница позиций стран-участниц, отсутствие методов противодействия неконвенционным угрозам (3 балла); низкая эффективность интеграционных проектов (3); борьба иностранных игроков (1). При этом эксперт сделал акцент, что указанные факторы описаны с позиции самого пессимистического развития событий и не подразумевают их развертывание, кроме рисков безопасности Центральной Азии, которые, по его мнению, реалистичны. В свою очередь, исполнительный директор Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства Сергей Рекеда привел позитивный сценарий развития региона ЦА. В частности, он подразумевает, что российская помощь в сфере безопасности в рамках ОДКБ и китайская экономическая помощь помогут сохранить стабильность в регионе (оценена в 8 баллов); интеграционные процессы в рамках ЕАЭС станут локомотивом развития Центральной Азии (7 баллов).

В контексте российско-американского соперничества в регионе эксперты видят отсутствие конкурирующих интеграционных проектов и смещение приоритетов США с внешней политики на внутреннюю после президентских выборов 2016 г. (3 балла). Российско-китайское соперничество в регионе: взаимодополняющие интеграционные проекты и инертность внешней политики Китая (3 балла). В 4 балла оценен рост нестабильности на Ближнем Востоке, который, по мнению экспертов, будет ограничен границами данного региона и не будет экспортирован в Центральную Азию. Также эксперты отмечают отсутствие рисков, могущих возникнуть в условиях транзита власти в РУ и РК. В пользу этого, по их мнению, играет стабильность президентской избирательной кампании в Узбекистане, наличие долгосрочной Стратегии развития «2050» и эффективность государственных институтов в Казахстане. Аналогичное видение было отмечено и в отношении ЕАЭС, ШОС/ОДКБ.   Следует отметить, что нейтральный сценарий, также озвученный на полях мероприятия, в большей степени с позитивным.

По завершении «мозгового штурма» своим мнением об итогах 25-летних достижений нашей страны и дальнейших перспективах развития на фоне всего региона Центральной Азии поделился директор Аналитического центра ИМИ МГИМО МИД России Андрей Казанцев. «Если проецировать те тенденции, которые сейчас есть, на будущие 15 лет, то можно сказать, что темпы привлечения иностранных инвестиций, индустриализации и экономического роста в Казахстане очень высокие. Соответственно, есть высокая вероятность, что Казахстану удастся реализовать свою задачу - стать одной из стран с самым высоким доходом в мире. Это, в принципе, достижимо, если спроецировать высокие темпы экономического роста, которые наблюдались за эти годы», - сказал эксперт. Эксперт также отметил, что Казахстану удавалось обеспечивать межнациональный мир, что также является важной тенденцией, которую нужно и важно проецировать в будущее. «Казахстану удалось простроить современное эффективное государство, экономические достижения хороший показатель этого, с хорошим государственным менеджментом. Большое внимание уделяется образованию. В частности, это программа «Болашак», продвижение молодых кадров», - добавил А.Казанцев, подчеркнув, что «все это показывает, что Президент страны заложил серьезный задел под будущее».Аналогичный перспективный сценарий также был отмечен и заместителем руководителя НОЦ изучения стран СНГ и Балтии ИИиМО Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, к.и.н. Юрием Аршиновым. «Касаясь развития Центральной Азии в контексте заседания российско-казахстанского экспертного IQ-клуба, необходимо отметить, что Казахстан и Центральную Азию зачастую эксперты зря ставят в один ряд», - полагает эксперт. «Казахстан за все годы независимости демонстрировал восходящее динамическое развитие при внутриполитической стабильности. Он проводил миролюбивою внешнюю политику при том, что в Центральной Азии всегда было много как скрытых, так и явных угроз. Поэтому нужно сказать, что Казахстану удалось сохранить и внутриполитический, и внешнеполитический баланс», - сказал он.Эксперт положительно отметил инициативу Главы нашего государства по созданию ЕАЭС, которая, по его мнению, ключевой внешнеполитической повесткой в России в неблагоприятных для нее геополитических условиях. «Без преувеличения можно сказать, по крайней мере, с точки зрения России, что это ключевая внешнеполитическая повестка в России, потому, что в условиях, в которых Россия в последние годы выстраивала свою внешнюю политику, были сложные», - подчеркнул Ю.Аршинов. Отдельно эксперт отметил миротворческие инициативы Казахстана на российско-турецком треке. Кроме того, он предположил, что медиаторский фактор Астаны мог бы сыграть большую роль в диалоге между Москвой и Киевом.В целом эксперт полагает, что перспективы развития Казахстана имеют весьма перспективный и позитивный сценарий, что также относится и к дальнейшему развитию казахстанско-российских отношений. «Экономический рост, внутриполитическая стабильность, поддержка образования, нацеленность на интеграцию - все это дает основание с оптимизмом глядеть на развитие Казахстана и российско-казахстанского партнерства, которое станет одним из драйверов развития не только ЕАЭС, но и всего евразийского пространства», - подчеркнул Ю.Аршинов.

 


evrazesnews.ru

Показы: 5739